1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
положение (далее – Положение) регулирует деятельность внеклассных и внешкольных
форм дополнительного образования обучающихся на основе добровольного
объединения в единую систему дополнительного химического образования −
авторскую химическую школу «Эрудит» Т.Л. Козловой (далее − АХШ).
1.2. АХШ
является структурным подразделением государственного бюджетного нетипового
общеобразовательного учреждения «Республиканский лицей-интернат «Эрудит» −
центр для одаренных детей» министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики, работающим на базе консультационного пункта «Эрудит» и объединяющим
в единую систему химическое образование лицея-интерната «Эрудит»,
общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и
высших учебных заведений (согласно заключенным договорам).
1.3. АХШ
реализует дополнительные образовательные программы в области химического
образования, руководствуясь в своей деятельности уставом лицея-интерната
«Эрудит», Конституцией Донецкой Народной Республики и Законом «Об образовании»
Донецкой Народной Республики.
1.4. Основные принципы деятельности
АХШ:
− инновационность (наличие
оригинальной авторской педагогической технологии, реализация которой
перестраивает образовательный процесс на современной прогрессивной основе);
− альтернативность − отличие
содержания образования и технологии от традиционных;
− концептуальность − осмысление и
использование прогрессивных и современных социально-педагогических,
технологических идей и подходов; их последовательное воплощение в конкретных
образовательных процессах;
− систематичность и комплексность
преобразований (от целей, содержания до структуры и технологий);
− социально-педагогическая
целесообразность (соответствие целей АХШ социальному заказу, объективно
существующему в обществе);
− научность, развивающий характер
обучения;
− взаимосвязь умственного и
морального воспитания;
− демократия,
гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности,
автономности и светского характера образования, независимости от политических,
общественных и религиозных объединений;
− равенство условий каждого
человека для полной реализации его способностей;
− реальность и эффективность
(возможность получения эффективных результатов в реально существующих
ситуациях).
1.5. АХШ
имеет право:
− определять
формы и средства организации учебно-воспитательного процесса;
− разрабатывать
и внедрять собственные программы внеурочной учебной и методической работы с
учетом образовательных потребностей обучающихся;
− определять
контингент обучающихся;
− совместно
с высшими учебными заведениями, их кафедрами или филиалами проводить
научно-исследовательскую, экспериментальную, поисковую работу;
− получать
гранты, подарки, благотворительные взносы от юридических и физических лиц.
1.6. Обучение в АХШ направлено на
выявление и актуализацию химической одаренности обучающихся как в рамках
организованного очного, очно-заочного или дистанционного обучения, так и путем
управляемой и/или самостоятельной самообразовательной деятельности.
1.7. Для достижения оптимального
уровня интеллектуальной активности педагогический процесс в АХШ строится с
учетом предварительно установленной интегрированной структуры химической
одаренности каждого обучающегося.
1.8. Цель деятельности АХШ − формирование
будущего творческого интеллектуального потенциала химической науки через:
− трансляцию потенциальной
химической одаренности в актуальную;
− развитие одаренности и мотивации
обучающихся;
− обеспечение удовлетворения
потребности обучающихся в получении качественного, расширенного и углубленного,
по сравнению с базовым, химического образования;
− повышение
качества преподавания химии в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики.
1.9. Основные задачи деятельности
АХШ
− выявление, поддержка и развитие
интеллектуального творческого потенциала химически одаренной молодежи;
− формирование творческой
химической научной элиты;
− пропаганда достижений мировой и
отечественной химической науки, высоких технологий, повышение интереса к
углубленному уровню овладения специальными химическими дисциплинами;
− активизация разнообразных форм
внешкольной и внеклассной работы как на базе общеобразовательных, так и высших
учебных заведений, организаций дополнительного образования;
− стимулирование творческого
самосовершенствования ребенка путем самообразовательной деятельности;
− оказание помощи выпускникам школ
в сознательном выборе профессии, связанной с химической промышленностью, наукой
и образованием, привлечение к обучению в профильных высших учебных заведениях;
− привлечение и стимулирование
работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ученых, студентов
химических специальностей высших учебных заведений, научных учреждений к работе
с химически одаренными детьми;
− повышение качества преподавания
химии в общеобразовательных организациях и образованности обучающихся в области
химии.
1.10. Основные составляющие факторы
деятельности АХШ выражаются в таких направлениях работы:
1.10.1. Аудиторные занятия согласно
расписания, где прорабатываются наиболее сложные, актуальные проблемы
современной химической науки. Структура занятий делит содержание образования на
модули, состоящие из системы проблемной лекции, семинарских и практических
занятий.
1.10.2. Индивидуальное
консультирование обучающихся ведущими учителями и научно-педагогическими
сотрудниками.
1.10.3. Дистанционное обучение и
консультирование, предусматривающее непосредственное общение преподавателя и
ученика через электронную почту и социальные сети.
1.10.4. Система самообразовательной
деятельности обучающихся, которая связана с аудиторными занятиями. Самообразование
включает отработку материала темы и систему тренировочных упражнений разного
уровня, в которую входят усложненные и олимпиадные задачи.
1.10.5. Индивидуальная-творческая
работа обучающихся по личному плану.
1.10.6. Поисково-исследовательская
и экспериментальная работа обучающихся с привлечением лабораторно-материальной
базы высших учебных заведений.
1.10.7. Массовые формы работы
(конференции, участие в МАН, олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.п.)
1.10.8. Контрольно-оценивающая
деятельность, диагностика и мониторинг уровня интеллекта и химических знаний
обучающихся в процессе обучения.
1.10.9. Интенсивное погружение в
наиболее сложные и актуальные проблемы химической науки в рамках АХШ.
1.11. АХШ осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества,
государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для интеллектуального
развития личности.
1.12. АХШ
несет ответственность в установленном законодательством Донецкой Народной
Республики порядке за качество образования, соответствие применяемых форм,
методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям
охраны их жизни и здоровья.
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АХШ
2.1. АХШ не
является юридическим лицом.
2.2. Автором,
организатором и руководителем АХШ является учитель химии лицея-интерната
«Эрудит» Т.Л. Козлова, которая в своей деятельности подчиняется директору
лицея-интерната «Эрудит».
2.3. Медицинское
обслуживание обучающихся в АХШ организовывается лицеем-интернатом «Эрудит».
2.4. Обучающиеся
в АХШ делятся на уровни (группы) в зависимости от:
2.4.1. уровня
обученности – группы I – V уровней (формально от 7 до 11 классов
включительно);
2.4.2. круга
научных интересов – сборные группы для изучения определенных вопросов;
2.4.3. вида
занятий – соединенные группы для проведения определенных учебных занятий.
2.5. Наполняемость
групп в АХШ – от 1 до 10 обучающихся.
2.6. В АХШ создаются и
функционируют методическая, социально-психологическая служба и творческие
группы учителей, перечень которых определяется приказом по лицею-интернату
«Эрудит».
2.7. Сеть групп, факультативов и
других форм учебно-воспитательного процесса в АХШ устанавливается в
соответствии с уставом лицея-интерната «Эрудит», а также рабочими учебными планами
лицея-интерната «Эрудит», общеобразовательных организаций и организаций
дополнительного образования, сотрудничающих с АХШ.
3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. АХШ
осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем обученности и
кругом научных интересов обучающихся. Продолжительность учебного процесса – 1 – 5
лет.
3.2. Учебно-воспитательный процесс
в АХШ построен на основе оригинальной и эффективной авторской педагогической
технологии подготовки учащихся общеобразовательных организаций к химическим
олимпиадам Т.Л. Козловой и представляет
собой новую образовательную систему, создающую новую образовательную практику.
3.3. АХШ работает по собственным
оригинальным образовательным планам и программам, обеспечивающим удовлетворение
образовательной потребности химически одаренных школьников, способствуя решению
проблем и противоречий системы эксклюзивного образования.
3.4. Содержание
образования в АХШ определяется образовательными программами на основе примерных
образовательных учебных программ, программами по подготовке к химическим
олимпиадам, расширенными и углубленными курсами различных отраслей химии, специальными
дисциплинами.
3.5. Язык,
на котором ведется обучение и воспитание в АХШ − русский.
3.6. АХШ
самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в
соответствии с действующим законодательством и уставом лицея-интерната «Эрудит».
3.7. Образовательный
процесс в АХШ осуществляется на основе авторского учебного плана, утверждаемого
директором лицея-интерната «Эрудит». Авторский учебный план создается с учетом учебного
плана лицея-интерната «Эрудит», общеобразовательных организаций и организаций
дополнительного образования, сотрудничающих с АХШ, и регламентируется
расписанием занятий.
Режим
работы АХШ − семидневная неделя и зависит от количества обучающихся, их
образовательных потребностей и возможностей получения предоставляемых АХШ
образовательных услуг.
Учебная
нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом лицея-интерната
«Эрудит» в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
3.8. Учебный
год в АХШ начинается 1 сентября. Занятия АХШ могут быть организованы
круглогодично, что зависит от образовательных потребностей обучающихся и задач,
поставленных перед АХШ.
Продолжительность
уроков составляет 45 минут. Продолжительность перемен между уроками
устанавливаются с учетом организации активного отдыха и питания детей, но не
менее 10 минут, большой перемены – 20 минут.
3.9. Содержание,
объем и характер домашних заданий определяются учителями в соответствии с
педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями с учетом
индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
3.10. В
АХШ ведется тематический учет знаний, умений и навыков обучающихся (очно-заочная
школа «Эрудит») согласно действующих нормативов. В консультационном пункте
действует безоценочный метод оценивания интеллектуальных достижений учащихся. Учет
знаний, умений и навыков обучающихся в остальных образовательных организациях
осуществляется согласно их устава.
3.11. Обучение
в АХШ завершается итоговой аттестацией. Содержание, форма и порядок итоговой
аттестации определяются руководителем АХШ Т.Л. Козловой.
3.12. Обучающиеся
АХШ, которые в течение одного года обучения не показали роста интеллектуального
потенциала, не усвоили программный материал, по представлению педагогического
совета лицея-интерната «Эрудит» отчисляются из числа учащихся АХШ.
4. УЧАСТНИКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Участниками
образовательного процесса в АХШ являются обучающиеся, педагогические работники,
родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Прием
обучающихся в АХШ возможен как по результатам интеллектуальных соревнований,
так и по заявлению родителей обучающегося. Порядок приема определяется уставом
лицея-интерната «Эрудит».
4.3. Количество
обучающихся в АХШ устанавливается один раз в год на начало каждого учебного
года и утверждается приказом директора лицея-интерната «Эрудит». Зачисление и
отчисление обучающихся из АХШ возможно на протяжении всего года с соблюдением
требований устава лицея-интерната «Эрудит».
4.4. Права
и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как
участников образовательного процесса в АХШ, определяются уставом лицея-интерната
«Эрудит», уставами образовательных организаций, сотрудничающих с АХШ и иными
предусмотренными уставом локальными актами.
4.5. Обучающиеся
АХШ имеют право на:
а) получение
бесплатного дополнительного химического образования;
б) обучение
по индивидуальному учебному плану; ускоренному курсу обучения. Условия обучения
по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом лицея-интерната
«Эрудит» и другими предусмотренными уставом локальными актами;
в) уважение
человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение
собственных взглядов и убеждений.
4.6. Обучающиеся
АХШ имеют право на участие в Республиканских и иных олимпиадах, турнирах,
конкурсах на общих основаниях.
4.7. В
АХШ запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному
образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных
представителей).
Принуждение
обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации
(объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к
деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и
политических акциях не допускаются.
4.8. Обучающиеся,
освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся
в следующую группу. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу
предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени дополнительного
химического образования.
4.9. Выпускникам
АХШ выдается сертификат об окончании обучения в АХШ, заверенный печатью лицея-интерната
«Эрудит».
4.10. Обучающиеся
обязаны соблюдать устав лицея-интерната «Эрудит», добросовестно учиться,
бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других
обучающихся и сотрудников учреждения, выполнять требования сотрудников
учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Дисциплина
в АХШ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и
сотрудников. Применение методов физического и психического воздействия по
отношению к обучающимся не допускается.
4.11. По решению Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
за совершение
противоправных действий и неоднократно
совершенные грубые нарушения устава лицея-интерната «Эрудит» допускается исключение из АХШ данного обучающегося.
4.12. Родители
(законные представители) обучающихся АХШ имеют право:
а) выбирать
образовательное учреждение, форму получения образования;
б) защищать
законные права и интересы детей;
в) участвовать
в управлении АХШ в форме, определяемой уставом лицея-интерната «Эрудит».
4.13. Родители
и лица, которые их заменяют, несут ответственность за получение обучающимися дополнительного
образования в АХШ, их воспитания и обязаны:
− создавать
условия для получения ребенком образования в АХШ по любой форме обучения;
− обеспечивать
соблюдение обучающимися требований устава образовательного учреждения;
− уважать
честь и достоинство ребенка и сотрудников учреждения;
− постоянно
заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать
надлежащие условия для развития их природных способностей;
− воспитывать
трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к Родине,
семье, государственному и родному языкам; уважение к национальной истории,
культуре, ценностям других народов;
− воспитывать
у детей уважение к законам, правам, основным свободам человека.
4.14. Порядок
комплектования АХШ сотрудниками регламентируется уставом лицея-интерната
«Эрудит». Для сотрудников АХШ работодателем является лицей-интернат «Эрудит».
На
педагогическую работу в АХШ принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям
тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании.
Лица, не имеющие соответствующего образования или стажа работы, установленных
квалификационными требованиями, но
имеющие достаточный практический опыт, в том числе и опыт участия в интеллектуальных соревнованиях,
и успешно выполняющие
в полном объеме возложенные на них задачи и обязанности, могут быть,
в виде исключения, приняты на должности
педагогических сотрудников АХШ.
4.16. К работе в АХШ могут быть привлечены педагогические работники на
добровольной безоплатной основе. Отношения между АХШ как представителем лицея-интерната
«Эрудит», и таким сотрудником, регулируются договорами между лицеем-интернатом
«Эрудит» и учреждением, в котором работает данный педагогический сотрудник.
4.17. К
педагогической деятельности в АХШ не допускаются лица, которым она запрещена
приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели
судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских
противопоказаний и составов преступлений устанавливаются в соответствии с
действующим законодательством.
4.18. Сотрудники
АХШ имеют право на участие в управлении АХШ в порядке, определяемом уставом лицея-интерната
«Эрудит», защиту профессиональной чести и достоинства. Порядок комплектования АХШ
сотрудниками регламентируется кодексом о труде, законом об образовании и
уставом лицея-интерната «Эрудит».
4.19. Педагогические
сотрудники АХШ имеют права соответственно уставу лицея-интерната «Эрудит».
4.20. Объем
учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических сотрудников АХШ устанавливается
исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам в порядке,
установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
4.21. Работники
АХШ обязаны выполнять устав лицея-интерната «Эрудит».
5. УПРАВЛЕНИЕ АХШ
5.1. Управление
АХШ осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной
Республики и уставом лицея-интерната «Эрудит» и строится на принципах
единоначалия и самоуправления.
5.2. Основными
формами самоуправления в АХШ являются совет лицея-интерната «Эрудит»,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов
органов самоуправления и их компетенция определяются уставом лицея-интерната
«Эрудит».
5.3. Руководство
лицеем-интернатом «Эрудит» осуществляет директор. Непосредственное управление
АХШ осуществляет ее автор, учитель химии лицея-интерната «Эрудит», Т.Л. Козлова.
5.4. Руководитель
лицея-интерната «Эрудит» и руководитель АХШ несут ответственность перед
обучающимся АХШ, их родителями (законными представителями), государством,
обществом и министерством образования и науки Донецкой Народной Республики за
результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
(контрактом) и уставом лицея-интерната «Эрудит».
5.5. Обязанности
и права директора лицея-интерната «Эрудит» определяются уставом лицея-интерната
«Эрудит».
5.6. Руководитель
АХШ:
− подчиняется
в своей деятельности директору лицея-интерната «Эрудит»;
− осуществляет
руководство педагогическим коллективом, обеспечивает рациональный подбор и
расстановку кадров;
− организует
учебно-воспитательный процесс;
− обеспечивает
контроль за выполнением учебных планов и программ, качеством знаний, умений и
навыков учащихся;
− отвечает
за качество и эффективность работы педагогического коллектива;
− создает
необходимые условия для участия учащихся во внеклассной и внешкольной работе,
проведения воспитательной работы;
− обеспечивает
соблюдение требований по охране детства, санитарно-гигиенических и
противопожарных норм, требований техники безопасности;
− поддерживает
инициативы по совершенствованию системы обучения и воспитания, поощрения
творческих поисков, опытно-экспериментальной работы педагогов;
− обеспечивает
реализацию права учащихся на защиту от любых форм физического или психического
насилия;
− принимает
меры к предотвращению употребления учениками алкоголя, наркотиков;
− контролирует
организацию питания и медицинского обслуживания учащихся.
6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА АХШ
6.1. Имущество
и средства АХШ определяются уставом лицея-интерната «Эрудит».
6.2. Деятельность
АХШ финансируется в пределах сметы лицея-интерната «Эрудит», деятельность
образовательных организаций, работающих в сотрудничестве с АХШ, финансируется в
пределах их смет.
6.3. АХШ
вправе в установленном порядке осуществлять прямые связи с другими, в том числе
и зарубежными образовательными учреждениями и организациями, осуществлять
внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством
Донецкой Народной Республики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий